Неомондиализм, определение, основные концептуальные идеи

Фрэнсис Фукуяма, Жак Аттали, неомондиализм

Прежде всего, для того, чтобы понять сущность такого направления геополитической теории как, неомондиализм необходимо разобраться с понятием, думаю, для начала нашего исследования обратимся к уже разработанному понятию:

Понятие «неомондиализм»  — проект планетарного существования человечества на основе Рынка и Демократии. По своему содержанию этот «геоэкономический проект» переустройства мира стал промежуточным вариантом между атлантизмом и мондиализмом.

Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 — 2014

Получив понятие термина «неомондиализм» , мы столкнулись еще с двумя интересными терминами: мондиализм и атлантизм, что же это такое?

Мондиализм (от фр., «monde»— мир в смысле «world») — геополитическая идеология Единого Мира, глобализации, слияния всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением «Мирового Правительства». Предусматривает уничтожение расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ. Формирование мировой хозяйственной системы транснациональными субъектами предпринимательской деятельности. Эта концепция нашла отражение в лозунгах: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и всемирной революции, «американского века», конвергенции (слияния, сближения) капитализма и коммунизма и других.

Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 — 2014

Атлантизм (родственные термины Море, таллассократия) — геополитическая теория западной цивилизации, основанная на либерально-демократических ценностях правового гражданского общества. В военно-стратегическом отношении — страны-участницы НАТО, включающие США и западноевропейские государства. Сторонники атлантизма считают, что главную роль в мире играют морские цивилизации, от которых внутрь континента поступают культурные импульсы. Поэтому в морских секторах «внутреннего полумесяца» Евразии размещались военные ракетно-ядерные базы, позволяющие осуществлять политику «кнута и пряника».

Дергачев В.А. Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия. 2010 — 2014

Что более подробно проникнуть в тему «неомондиализма» нам необходимо обратиться к классикам этого нового направления в геополитике, а именно Фрэнсису Фукуяме и Жаку Аттали.

Проведем основной анализ, выявим общие мысли и отличие в рассуждениях двух классиков Неомондиализма:

 

Фукуяма, ФрэнсисАттали, Жак
1 ноября 1943 г. (74 года)27 октября 1952 г. (65 лет)
дед Ф. Фукуямы бежал от русско-японской войны 1905 г. в США.родители бежали из Алжира, после начала гражданской войны в 1956 г. в Францию.
статья «Конец истории?» 1989 год, на ее основе книга «Конец истории и последний человек» 1992 год.книга «Линии горизонта» , написанная в 1991, изданная в 1992 году.
Предпосылки написания работы: СССР на грани краха, на место тоталитарной политической системы, приходит гласность, частично плюрализм, в экономике — элементы рыночной экономики, в культуре заимствование западного образа жизни, культура потребленияПредпосылки написания работы: СССР на грани краха, на место тоталитарной политической системы, приходит гласность, частично плюрализм, в экономике — элементы рыночной экономики, в культуре заимствование западного образа жизни, культура потребления
Основные идеи:

  • несостоятельность иных политико-экономических моделей общества (скорый крах СССР, «падение Берлинской стены»), коммунизма, фашизма, по отношению к демократии европейка-американского образца, свободной рыночной экономики, культуры массового потребления, плюрализм мнений;
  • западный тип общества как окончательный вариант устройства человеческого общества;
  • наступает «конец истории», все мировые общества современности, постепенно перейдут к западной форме общественный-политического и экономического устройства, после этого, останутся только проблемы связанные с экономическим расчетом, бесконечными техническими проблемами, заботой об экологии и удовлетворением изощренных запросов потребителя;
  • общегосударственное правительство должно заниматься проблемами связанными с экономическим расчетом, бесконечными техническими проблемами, сохранением экологии и удовлетворением изощренных запросов потребителя.
Основные идеи:

  • «старый геополитиче­ский порядок сходит со сцены, рождается новый и приходит ему на смену»;
  • «новый мир» «гепериндустриальный» мир, который будет иметь определенные центры сосредоточения экономической власти (страны «Севера, в противоположность бедным странам Юга), из этих центов будут править обществом которая полностью подчинилась идеологии потребления «Деньги, информация, товары да и сами люди будут перемещаться вокруг света с головокружитель­ной скоростью».
  • все региональные центры  (Азитские, Еропейский, Атлантический) начнут ожесточенную борьбу за права стать, основным «сердцевинным» центром власти (США при прочих равных стремится к закату своего господства);
  • «Такой новый порядок не ознаменует собой конец истории. Он не будет гармоничной, безмятежной утопией. Напротив, конфликт наиболее вероятен именно сейчас..»
  • «Элита определяет идеологию, поддерживающую власть»
  • Общенациаональное правительство: во-первых, должно в первую очередь привлекать инвестиции, способные создать новые рабочие места, отрасли промышленности и услуги, которые будут стимулировать потребительские запросы и смогут их поддерживать на определенном уровне. Во-вторых, задача общенациональных правительств — это обеспечение доступа  к новым номадическим предметам, которые скажутся на здоровье, знаниях и культуре. Если доступ к новым технологиям обеспечен для всех индивидуумов, то у них появятся средства к процветанию как в культурном, так и в экономическом отношении.
Прикладная государственная служба:  с 1981—1982 годы, а также в 1989 г. Ф. Фукуяма работает работал в Государственном департаменте США, с 2001 по 2004 гг. — представитель президентского совета США по вопросам биоэтикеПрикладная государственная служба: личный советник Президента Франции, Франсуа Митерана (социалист, два срока по 7 лет), с апреля 1991 года первым глава «Европейского банка реконструкции и развития»

 

Теперь более подробно разберем основные идеи из трудов авторов неомондиализма: Ж. Аттали, Ф. Фукуямы.

Основные мысли статьи Ф. Фукуямы,  «Конец истории», 1989 год

Неомондиализм, определение, основные концептуальные идеи

Ф. Фукуямы, «Конец истории», 1989 год

Нужно прежде всего, не забыть о контексте, данной статьи: буквально через несколько месяцев рухнет «берлинская стена», в Китае уже идут первые рыночные преобразования, в СССР гласность и первые зачатки рыночной экономики. Все эти события, ярко демонстрируют превосходства свободной рыночной экономики, демократического общества и культуры массового потребления над всеми иными формами общественного устройства.

Все эти факты, свидетельствовали о превосходстве западной системы ценностей, над всеми иными. И именно Ф.Фукуяма  в своей статье «Конец истории», выступил с мыслями об окончании борьбы крупных общественно-политических формаций, Фукуяма, исходит из того, то все альтернативы системы западной демократии показали свою нежизнеспособность: фашизм, коммунизм. Ф.Факуяма говорит нам   — «конец истории», теперь мы должны ждать постепенного отъединении мирового сообщества на основе демократии и рынка.

Изучим, основные постулаты статьи:

Ф.Фукуяма «Конец истории»:

«То, чему мы, вероятно, свидетели, – не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления.»

Ф.Фукуяма думал, а точнее надеялся на то, что с уходом в небытие идей коммунизма, в мире не останется серьезных альтернатив демократии и рынку западного образца. Как показала история, такие альтернативы есть, государства с религиозным фундаментализмом Иран (который все активней расширяет зону своего влияния), Саудовская Аравия (частично унаследовавшая демократические и рыночные ценности, но в тоже время, остающиеся религиозным государствам, апологетам Ирану), государства-изгои Северная Корея, Куба (частично), государства с альтернативными идеями построения общества (Венесуэла, Китай), протогосударства с крайним религиозным фундаментализмом  —  ИГИЛ (запрещенная судом РФ как террористическая организация). Особенно всю разность идей и взглядов на мировой и региональный исторический процесс показала война в Сирии, где создаются политические альянса, в орбиту которых входят то одни страны. то другие, одни организации, то другие. Когда то, такой «кавардак альянсов и идей» привел к власти Адольфа Гитлера.В более поздних работах, Ф.Фукуяма обратил внимание на недостаток его теории.

«Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит в конечном счете мир материальный.»

Тут Ф.Фукаяма говорит нам о том, что рыночную экономику и демократические ценности, определяют не какие то материальные процессы, а расположенность к этим институтам внутреннего мира человека, человек внутренне желает жить в мире демократии и рынка, как результат общее движение в сторону демократических процессов во всех странах мира.

Появляющееся в конце истории государство либерально – поскольку признает и защищает, через систему законов, неотъемлемое право человека на свободу; и оно демократично – поскольку существует с согласия подданных.

…..

В общечеловеческом же государстве разрешены все противоречия и утолены все потребности. Нет борьбы, нет серьезных конфликтов, поэтому нет нужды в генералах и государственных деятелях; а что осталось, так это главным образом экономическая деятельность.

Крайне идеалистические мысли, на тему мира без противоречий. Я, за этот мир, который начертил Ф.Фукуяма, но увы он таким быть не может, о чем и говорит Ж.Аттали.

Для Гегеля противоречия, движущие историей, существуют прежде всего в сфере человеческого сознания, т. е. на уровне идей лучше всего назвать их идеологией.

……

Идеология — Последняя, в этом смысле, не сводится к политическим доктринам, которые мы с ней привычно ассоциируем, но включает также лежащие в основе любого общества религию, культуру и нравственные ценности.

Классик великой немецкой классической философии Гегель, мало известен в США, там его считают, предтечи К.Маркса и его коммунистических идей. Ф.Фукуяма, обращается к этому философу для того, чтобы обосновать свои идеи новом всеобщем человеческом государстве. Ф.Фукуяма говорит нам о том, что мир переходит от одной стадии развития к другой, и в отличии от К.Маркса, Ф.Фукуяма считает, что мир в своем развитии, движется на за материальными силами (К.Маркс), а за идеальными силами (идеологией, под которой он понимает комплект человеческих идей (верования, культуру, религию, политические взгляды)). И вот, народ мира, хочет жить в мире демократических ценностей и рыночных принципов экономики.

Расширим тему материального и идеального в счете, политических учений К.Маркса, и идей Ф.Фукуяма:

К.Маркс «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание» (цитата из опосредованного источника Восленский М., «Номенклатура»), далее … очень интересно, В.И. Ленин, не идет по прямому пути, который предлагает К.Макркс, а обращается скорее к идеям господства идеального мира (о котором в последствии и будут говорит Вебере, Фукуяма), Ленин указывает на то «Мы сказали, что социально-демократического сознания у рабочих и не могло быть. Оно могло быть привнесено только из вне. История всех стран свидетельствует, что исключительно своими собственными силами рабочий класс в состояние выбрать только сознание тред-юнионское (прим. от меня: улучшении условия труда, заработной платы)…. » Т.е. Ленин еще в начале 20 века, говорит о том, что для того чтобы провести коммунистическую революцию в России, необходимо подготовить сознание рабочих —  т.е. идеологический мир пролетариата, вначале нужно сформировать и только тогда, совокупные факторы: экономическое и идеологические заставят рабочих Российской Империи, выступить под знаменами коммунизма, именно эти задачи и выполняла партия большевиков, вплоть до коммунистической революции (коммунистическая ли она?).

Центральная тема работы Вебера – доказать вопреки Марксу, что материальный способ производства – не «базис», а, наоборот, «надстройка», имеющая корни в религии и культуре.

Ф.Фукуяма обращается к Веберу, как к одному из источников, который подтверждает его мнение о том, что миром правит идеология людей (идеи), а не экономика.

Вот Ф.Фукаяма подводит итог, своих размышлений над темой первичности идеального, над материальным:

Согласно материалистическому детерминизму, либеральная экономика неизбежно порождает и либеральную политику. Я же, наоборот, считаю, что и экономика и политика предполагают автономное предшествующее им состояние сознания, благодаря которому они только и возможны. Состояние сознания, благоприятствующее либерализму, в конце истории стабилизируется, если оно обеспечено упомянутым изобилием. Мы могли бы резюмировать: общечеловеческое государство – это либеральная демократия в политической сфере, сочетающаяся с видео и стерео в свободной продаже – в сфере экономики.

Главный вопрос работы Ф.Фукуяма:

Действительно ли мы подошли к концу истории? Другими словами, существуют ли еще какие-то фундаментальные «противоречия», разрешить которые современный либерализм бессилен, но которые разрешались бы в рамках некоего альтернативного политико-экономического устройства?

Ф.Фукуяма не находит альтернативы, и делает вывод

С гегельянской точки зрения важно то, что политический либерализм идет вслед за либерализмом экономическим, – медленнее, чем многие надеялись, однако, по-видимому, неотвратимо. И здесь мы снова видим победу идеи общечеловеческого государства.

Далее, Ф.Фукуяма обращает внимание на религиозный фундаментализм, который он признает за проблему, однако верить в то, что этот вариант развития общества, не долговечен и в итоге будет не жизнеспособен, для конкуренции с миром демократических ценностей и рыночной экономики, так же он подымает вопрос национализма как альтернативы, но также не верит в жизнеспособность подобного варианты общественного устройства государства:

Все отмечают в последнее время подъем религиозного фундаментализма в рамках христианской и мусульманской традиций. Некоторые склонны полагать, что оживление религии свидетельствует о том, что люди глубоко несчастны от безличия и духовной пустоты либеральных потребительских обществ. Однако хотя пустота и имеется и это, конечно, идеологический дефект либерализма, из этого не следует, что нашей перспективой становится религия.

…..

Еще одно «противоречие», потенциально неразрешимое в рамках либерализма, – это национализм и иные формы расового и этнического сознания.

Интересный момент в работе Ф.Фукуяма, он говорит о России после советской власти (1989 год), верит в то, что Россия, если она сможет изюавиться от советов, пойдет обще демократическому пути развития, и в этом контексте высмеивает Чарлза Краутэммера, который утверждает, что Россия, в случаи падения коммунизма, вернется к политической позиции времен царской империи, к позициям империализма, авторитарного государства

Чарлз Краутэммер, например, написал недавно, что если в результате горбачевских реформ СССР откажется от марксистско-ленинской идеологии, то произойдет возвращение страны к политике Российской империи прошлого века

Следовательно, предположение, что Россия, отказавшись от экспансионистской коммунистической идеологии, начнет опять с того, на чем остановилась перед большевистской революцией, просто курьезно.

Ничего «курьезного», Осетия, Крым, Украина, Сирия. Россия вернулась на путь «борьбы» за мировое влияние, став одним из сегментов «опасного» подвижного мирового сообщества.

Однако для серьезного конфликта нужны крупные государства, все еще находящиеся в рамках истории, но они-то как раз и уходят с исторической сцены.

Россия, Иран, Саудовская Аравия, Северная Корея  — все крупные, все стремятся к захвату новых сфер влияния, к пересмотру разделения зон влияния, созданию новых зон «контроля». И это при том, что одна из ведущих экономик мира, сдерживает свои экспансионизм и пока выжидает. Но то, что Китай, начнет движение за распределения сфер влияния в ближайшем будущем достаточно высоко.

Итоговое резюме Ф.Фукуямы:

Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя.В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории. Я ощущаю в самом себе и замечаю в окружающих ностальгию по тому времени, когда история существовала. Какое-то время эта ностальгия все еще будет питать соперничество и конфликт. Признавая неизбежность постисторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями. Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?

Общечеловеческое государство Ф. Фукуяма — государства, которое объединит все человечество, в одно планетарное государства, на основе демократических ценностей, политического плюрализма, рыночной экономики и культуры массового потребления, задачей, которого, является экономический расчет, разрешение технических проблем, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя.

Жак Аттали

Жак Аттали, На пороге нового тысячелетия (США) \ Линии государства (Франция) 1992 год

На пороге нового тысячелетия (США) \ Линии государства (Франция) 1992 год

Это работа в отличии от статьи Ф.Фукуяма, более серьезное размышление на тему нового мирового будущего общества и человека в частности. Это эссе написанное экономистом и политологом Ж. Атталии, позволит нам рассмотреть черты нового общества, общества будущего. Сейчас по состоянию  на 2017 года, мы сможем сказать, верну ли прогнозы Аттали, о будущем человечестве.

Старый геополитиче­ский порядок сходит со сцены, рождается новый и приходит ему на смену. Этот новый порядок, скорее всего, будет иметь очень мало общего со знакомым нам за последние пятьдесят лет XX столетия миром.

Как и Фукуяма, Аттали говорит нам, что мы должны ждать будущее нового формата. Но в отличии, от Ф.Фукуяма, Аттали не рассуждает о завершении человеческой истории, он предсказывает, о начали  формирования  новой геополитической карты.

Он говорит нам о том, что собой будет представлять человек будущего:

В этом смысле «Капитал» Маркса или «Исследование о при­роде и причинах богатства народов» Адама Смита могут оказаться куда менее полезными, чем, ска­жем, кинематографическая фантазия Ридли Скотта «Бег по острию бритвы» (Бегущий по лезвию, 1982 г.)- голливудская киностряп­ня, в которой мы находим больше правды о гряду­щем веке, чем у этих авторов-классиков.

Мир будущего:

Со своих привелигированных, технологических «колоколен» они будут править миром, который воспринял общую для всех идеоло­гию потребительства, но все еще, к сожалению, делится на богатых и бедных, миром, которому угро­жают потепление климата и отравленная атмосфера, миром, который окольцован плотной сетью авиали­ний, который опутан кабелями для установления мгновенной устойчивой связи с любой точкой земно­го шара. Деньги, информация, товары да и сами люди будут перемещаться вокруг света с головокружитель­ной скоростью.

В отличии от Ф.Фукуяма, мир Ж.Аттали, это мир антагонизма,  мир стоящий на пороге экологической катастрофы, мир — идеологии всеобщего потребительства.

Пре­одолев стратегическую субординацию, навязанную военной силой после окончания идеологической вражды между Соединенными Штатами и Советским Союзом, две новые державы — Европейское простран­ство, простирающееся от Лондона до Москвы, и Тихо­океанский регион с центром в Токио, однако протя­нувшийся до самого Нью-Йорка, — вступят в борьбу за свое господство. Каждая из этих сфер будет ста­раться во всем превзойти соперника, пытаясь стать центром, «сердцевиной» нового мирового порядка.

Не конец истории как у Ф.Фукуяма, а начало новой борьбы за сферы влияния (Ж.Аттали),-  Япония, ЕЭС. По состоянию на момент написания книги 1992 год, Китай еще не успел набрать экономические и военные «обороты», но на сегодняшний день, Китай один из центров, который борется за получение «сердцевины» нового геополитического пространства.

Такой новый экономический порядок отнюдь не будет «постиндустриальным» обществом, в котором промышленность заменит система услуг, как это традиционно предсказывали Дэниэл Белл и другие ученые. Скорее, это будет общество, которое можно назвать «гипериндустриальным», в котором и систе­ма услуг трансформируется в товары массового по­требления.

Гепериндустриально общество, на смену индустриальному обществу, тема которую нужно еще изучить. На данный момент, многие считают современное состояния общества, особенно стран «Севера»  обществом постиндустриальным, в перспективе, мы более подробно рассмотрим этот термин.

Такой новый порядок не ознаменует собой конец истории. Он не будет гармоничной, безмятежной утопией. Напротив, конфликт наиболее вероятен именно сейчас, когда завершилась «холодная вой­на», а идея рынка одержала триумф. Такой конф­ликт как раз может возникнуть из-за того, что слишком многие страны в мире теперь стремятся создать у себя общество процветания, основанное на свободном выборе. В этом отношении XXI век может напо­минать XIX, когда государства с такими же импер­скими замашками вели борьбу за военную добычу, за сырье, за рынки сбыта, а также из-за соображений национального престижа. Ибо неравенство наверняка расколет новый мир, как и Берлинская стена, которая когда-то разделяла Запад и Восток..

«Общество процветания», вот новая цель всех участников международных  рыночных отношений. И за это права, все готовы бороться… Мир на пороге нового международного конфликта за сферы влияния. Опосредованные войны, где сами страны участники этой борьбы не участвуют, а теми или иными способами поддерживают силы, которые «чужими руками» продвигают интересы участников новой партии «Великой шахматной доски».

Если Север будет и впредь проявлять пассив­ность и полное безразличие к их бедственному положению, особенно когда Восточная Европа будет выведена на орбиту процветания благодаря полно­ценной, широкомасштабной помощи и щедрости Запада при полном пренебрежении его к нуждам Юга, то народы, живущие на периферии, неизбежно поднимут мятеж, а в один прекрасный день начнут  войну. Они постараются снести подобие Берлин­ской стены, которое в настоящее время возводит Север, чтобы отгородиться Юга. Это будет война, невиданная в новейшей истории, она будет напоми­нать губительные набеги варваров в VII и VIII столети­ях, когда Европе было нанесено ощутимое поражение и она погрузилась в такое мрачное состояние, кото­рое впоследствии получило название Средневековья.

Фактически, Ж.Аттали предвидел исход населения с территории «Юга», правда вызван он был не столько упадком общества и экономики регионов Юга (Сирия, Ливия, Ливан, Ирак), а скорее последствиями уже начавшейся борьбы различных сил за права нового центра власти и экономической силы, за новое общества процветания. В тоже время и США не смотря на растущий государственный долг, все еще не утратила своих господствующих позиций в мире. Беженцы наполнили Европу и стали тем самым непосильным бременем для экономики ЕЭС. Что в свою очередь, затрудняет ЕЭС бороться за права на «новую сердцевину».

С самого начала оседлого образа жизни, к которому перешли социаль­ные формообразования, — вероятно, это произошло  за десять тысяч лет до нашей эры — существовали три метода контроля за насилием: религиозный, военный и экономический. Первый- определяет взаимо­отношения человека с природой и фактором смерти, второй — взаимоотношения между различными со­циальными формообразованиями, а третий — взаимо­отношения внутри каждого социального формообра­зования.

Четыре тысячи лет назад из-за сельскохозяйст­венных и демографических нужд деревни стали объ­единяться. В Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Япо­нии, Америке и Африке порядок, установленный священством, начал вытесняться порядком, установ­ленным силой, чтобы направить в нужное русло соперничество и играть роль посредника при улажи­вании спорных вопросов.

Основная мысль эссе:

Денежное обращение получило столь быстрое рас­пространение еще и потому, что являло собой просто невероятный прогресс по сравнению со всеми предыду­щими способами контроля над насилием. Ценность вещей уже не служила мерой жизни сделавших их людей и не зависела от силы тех людей, кто этими вещами владел. Теперь за всеми  предметами стояли деньги. Они позволяли ввести в оборот значительно большее количество товаров и торговать ими на зна­чительных расстояниях. При этом накопление богат­ства осуществлялось в гораздо лучших условиях, чем прежде. Различные товары могли оборачиваться свободно, не угрожая при этом жизни самого купца. Деньги (или по-другому: «рынок» или «капитализм» — все эти названия пригодны для чрезвычайно сложных, связанных между собой концепций), навя­зав себя людям, стали радикально новым способом контроля над насилием, и в этом они значительно пре­восходили старые порядки, основанные на священ­стве и на силе. При порядке, основанном на деньгах, власть определялась количеством денег, за которы­ми их владелец осуществлял контроль — вначале, само собой разумеется, с помощью силы, а затем и закона. «Козлом отпущения» становится человек, не имеющий денег, тот, кто угрожает установленно­му порядку, бросая вызов денежному обращению. Теперь уже не бесноватый, как это было при порядке, устанавливаемом священством, или неправедный, как это было при порядке, основанном на силе, а нищий, бедняк или номад становится «козлом отпущения».

Ж.Аттали ол идеологии:

Как обычно, контроль за рынком осуществляет элита — она регулирует цены и продвижение това­ров; элита получает прибыль, аккумулирует ее в своих руках, осуществляет контроль за заработной платой и рабочей силой, финансирует творческую деятельность и исследования. Элита определяет идеологию, поддерживающую власть.

По мнению, Ж.Аттали, не материальное обусловливает идеологию, но и не общество в целом, а отдельные группы общества, в данном случаи — элита. Что в принципе, в контексте Ленинских идей, похожа вариант действительности. Ленин создав партию большевиков, преследовал цель, в создании «элитной» профессиональной группы революционеров, которые будут вести беспощадную борьбу за умы рабочего класса и станут тем самым авангардным «элитным» отрядом, который всколыхнет устои царской России.

Необходимо отметить, что хаос является естественным состоя­нием мира, а осуществляемая рыночной структурой стабильность — это, скорее, исключение, чем правило.

Между прочим, управление хаосом, в США рассматривается как новый способ управления обществом (Дугин).

Если экономиче­ский спад в Америке углубится, от этого пострадает вся Европа. Но если Западной Европе удастся во­влечь Восточную Европу в рамки своего экономического развития, то у такой интегрированной Европы появится шанс взять на себя роль нового центра мировой экономики. В таком случае он получит возможность расти и развиваться как наиболее на­селенный, наиболее богатый и обладающий наибольшим творческим потенциалом центр во всем мире.

Пока ЕЭС не в состоянии бороться за мировое господство региона. Европа под гнетом «беженцев» и в процессе реструктуризации из за выходы Великобритании из ЕЭС

Америка ничего не предпринимает, чтобы производить необходимые ей товары для внутреннего потребления либо экспортные товары для покрытия своего внешнего долга. Все эти пе­чальные тенденции коренятся в глубокой культурной мутации, в культе немедленного удовлетворе­ния своих запросов, в чувстве благодушия и самодовольства, в отсутствии социальной солидарности,  и все это свидетельствует о том, что страна расста­ется с теми ценностями, которыми здесь когда-то все поголовно восхищались.

Несмотря на это, США продолжает оставаться лидером мирового сообщества как в экономики таки и в политике.

В XXI столетии начнется жестокая борьба за господство среди городов, народов и даже…континентов.

Пока мы в эре малых войн, но кто знает что будет дальше…

Война возникнет в том случае, если поблизости не окажется достойной силы, чтобы ее вовремя предотвратить.

Ф.Фукума в своих поздних работах, описывает «сильное государство», которое и должно заниматься предотвращением войн, а в случаи необходимости предпринимать превентивные меры, таким государствам по мнению Ф.Фукуяма и является США (на ряду с другими).

Кто действительно проиграет в следующем ты­сячелетии, так это сама планета, если рынку будет позволено развиваться безудержно, без всяких огра­ничений. Природные ресурсы, создававшиеся на протяжении миллиардов лет, придут к полному истощению, а по Земле будут скитаться орды нома­дов, нагруженных «под завязку» товарами, сделанными из не восполняемого сырья. Если нынешнему поколению не удастся освободиться от стремления завладеть всем на свете, то все будущие поколения окажутся в числе проигравших.

Номад — новый тип человека, человек «сверхиндустриального», «гипериндустриального» века.

Человечество вступает в сверхиндустриальный век. Богатые, процветающие зоны будут беспечно соседствовать с обширными нищими регионами. Передовые технологии создадут новые виды изделий и товаров, которые предоставят гражданам недосягае­мые прежде возможности, этот процесс будет сопро­вождаться утратой традиционной привязанности к стране, общине, семье.

Номад — человек «сверхиндустриального» века, обладающий новыми техническими возможностями ранее не доступные человеку, позволяющие номаду, быть не привязанным к каким то социальным институтам общества, к государству, семье. Человек внесоциальных привязанность, только постоянный процесс стимулирования потребления.

Новая технологиявот дви­гатель, позволяющий создать новое состояние.

Вот двигатель прогресса, вот, то что создаст будущее для новых центров мирового управления — новая технология. Не танки, не комплексы ПВО, а наукоемкие технологии. Германия, США, Китай, Япония все вкладывают в науку, все вкладывают в новые технологии. Вот где ключ к будущему нового мирового господства!!!

Обычным ответом богатых обществ на падение прибылей является стремление загнать потребите­лей в еще больший долг, что позволит им приобретать больше, чем прежде, товаров и сполна за них платить.

Кредиты, рассрочки —  все чтобы вогнать в экономическую кабалу …

В области неквалифицированного труда нет будущего. Машины — вот новый пролетариат. Рабочий класс получает свои «вольные». Кочевой человек понимает, что если он хочет поскорее получить рабочее место, то не должен слишком уповать на общество, чтобы сохранять свою физическую форму. Он должен видеть в себе собст­венного скульптора. Этим и объясняется небывалый рост различных клубов здоровья, широкий выпуск книг «Помоги себе сам» и ускоренных университетских курсов.

…..

Учиться — значит жить, по доверенности, путе­шествовать с помощью образов. Кочевой человек будет учиться в любом возрасте, глядя на экран и рассматривая те образы, которыми он сам будет ма­нипулировать, подчиняясь необходимости получе­ния информации, стремлению быть в курсе всего того, что происходит в мире, в этой эфемерной череде трагедий и комедий.

Я учусь все время, все время работаю, веду множество разных проектов в надежде в какой то момент попасть в общество номадов, убежать из общества «обреченных».

Культура выбора, соединенная с логикой рынка, выделит для человека средства достижения беспрецедентной степени личной автономии. Владение кочевыми предметами (или доступ к ним) будет по­всюду рассматриваться как признак свободы и могу­щества. Ибо как когда-то язычник набирался сил от потребления тех предметов, которые, как он считал, содержат в себе жизненный дух, так и человек грядущего тысячелетия позволит потреблять себя, кусок за куском в рыночном смысле этого слова. Таким образом, он приобщится к тому, что в конечном  счете восходит к культу индустриального каннибализма.

Культ индустриального канибализма -владение новыми  техническими предметами или доступ к ним, доступ к обществу номадов, приведет к безграничному потреблению без всякого ограничения, к самоуничтожению, канибализму человека человеком в экономическом  аспекте этого слова.

…все экономические системы будут поклоняться алтарю рынка. Люди повсеместно будут приносить жертвы богам прибыли.

Все ради прибыли, никаких моральных ограничений, все препятствия мораль, семья, все должно быть принесена на алтарь рынка, никаких ограничений, все оправдывает прибыль.

Задача для нового всеобщего человеческого государства, планетарного масштаба:

Страны, ближе других расположенные к центру доминирующей сферы — будь то Тихоокеанская или Европейская, — должны в первую очередь привлекать такие инвестиции, способные создать новые рабочие места, отрасли промышленности и услуги, которые будут стимулировать потребительские запросы и смогут их поддерживать на определенном уровне.

Задача 1: «привлекать такие инвестиции, способные создать новые рабочие места, отрасли промышленности и услуги, которые будут стимулировать потребительские запросы и смогут их поддерживать на определенном уровне»

Вторая задача общенациональных правительств — это обеспечение доступа  к новым номадическим предметам, которые скажутся на нашем здоровье, знаниях и культуре. Если доступ к новым технологиям обеспечен для всех индивидуумов, то у них появятся средства к процветанию как в культурном, так и в экономическом отношении.

Задача 2: это обеспечение доступа к новым номадическим предметам, которые скажутся на нашем здоровье, знаниях и культуре

Итого, что такое «неомондиализм» согласно работ Ф.Фукуяма и Ж.Аттали:

Неомондиализм — направление геополитической мысли, предлагающее вариант развития политической модели устройства общества как планетарного проекта, в основе которого демократические принципы политической сферы общества, рыночные принципы экономической сферы общества и культура массового потребления, целью которого является централизованное управление мировым сообществам для эффективного распределения ограниченных ресурсов, создания новых рабочих мест, а также  отраслей промышленности и услуг, обеспечения защиты экологии, сохранению общественных ценностей, стимулированию постоянного спроса и его поддержание на определенном уровне.


Яндекс.Метрика