Политическое учение Аристотеля

Идеи великих мыслителей Древней Греции, это идеи которые легли в основу всего научного знания европейского общества. Наследие древних было восприняты по всему миру и легли в научные и ненаучные концепции многих движений (теократические, философские математические и прочие).

Нельзя просто пройти мимо, либо изучить вскользь те идей, которые были высказаны Платоном и  Аристотелем. Их идеи актуальные сегодня, также как и тысячу лет назад, читая их, вы прикасаетесь к первоисточнику, который не искажен трактовщиками. И тем самым, используя идеи великих, оперировать в своих размышлениях, не будучи обманутыми каким либо переработчкиком. Независимо относится ко многим вопросам политической науки с позиции идей Древних, это также важно, как знать понятийные аппарат политической науки.

Недавно, нами было изучены политические идеи Платона, которые в свою очередь также сформировал не на пустом месте, его идеи есть прямая наследственность от идей первопроходцев, учителей красноречия Древней Греции — софистов. Платон, в свою очередь вложил свои идеи, через созданную им Академию в учеников, одним из которых был Аристотель. Он не только воспринял те знания, которые излагались в стенах Академии, он их изменил, переработал и на их основе, создал свои уникальные концепции, свое философское учение, высказал свои идеи о политике.

И так нам предстоит изучить политические идеи Аристотеля, древнегреческого мыслителя, жившего 384 год до н. э., по 322 год до н. э. Политические идеи Аристотеля в основном были изложены в следующих трудах: «Афинская полития», «Политика», «Никомахова этика».

«Политика»

Аристотель, предлагает для понимания того, что есть государства использовать метод индуктивного умозаключения, т.е. разложить вопрос на малое и от малого двигать к общему.

Первый вид человеческого общения — семья, несколько семей — поселение, общество объединяющее несколько селений, практически — государство!

«….государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения….» из этого заключения, Аристотель делает следующий вывод «….человек по природе своей есть существо политическое…».

Аристотель, также делает вывод из своего размышления, о первичности социальных структур общества, он говорит:

Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части..

Аристотель признает рабство, считает его естественным «..раб — некая одушевленная собственность…»,  «… раб же является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и отделенной, частью его тела».

Интересные мысли Аристотеля на тему науки и знаний «» Все подобного рода науки (профессионально технические)рабские, господская же наука — как пользоваться рабом, и быть господином вовсе не значит уметь приобретать рабов, но уметь пользоваться ими».

Справедливая война по мнению Аристотеля: «…охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива«.

Так же, весьма интересно его мнение о видах собственности, где он однозначна выступает за частную собственность, как наилучший вариант управления имуществом: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще — частной. Ведь когда забота о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные нарекания; наоборот, получится большая выгода, поскольку каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит; благодаря же добродетели в использовании собственности получится согласно пословице «У друзей все общее»

размышляя о государственном устройстве и политико-правовых режимах, Аристотель говорит нам, что демократия и тирания наихудшие виды правления государством, и что наиболее оптимальный вариант, тот же о котором говорит Платон в своих работах, «лакедемонское устройство», которое смешивало в себе разные начала, так пишет Аристотель о наилучшем политико правовом устройстве государства, «итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим».

Очень справедливое замечание Аристотеля о преступлениях и их масштабах в зависимости от причины «…Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости..».

«Афинская полития»

Устройства Афин — политическое государственное

«Никомахова этика»

«Надо, видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей [науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]».