Идеи великих мыслителей Древней Греции, это идеи которые легли в основу всего научного знания европейского общества. Наследие древних было восприняты по всему миру и легли в научные и ненаучные концепции многих движений (теократические, философские математические и прочие).
Нельзя просто пройти мимо, либо изучить вскользь те идей, которые были высказаны Платоном и Аристотелем. Их идеи актуальные сегодня, также как и тысячу лет назад, читая их, вы прикасаетесь к первоисточнику, который не искажен трактовщиками. И тем самым, используя идеи великих, оперировать в своих размышлениях, не будучи обманутыми каким либо переработчкиком. Независимо относится ко многим вопросам политической науки с позиции идей Древних, это также важно, как знать понятийные аппарат политической науки.
Недавно, нами было изучены политические идеи Платона, которые в свою очередь также сформировал не на пустом месте, его идеи есть прямая наследственность от идей первопроходцев, учителей красноречия Древней Греции — софистов. Платон, в свою очередь вложил свои идеи, через созданную им Академию в учеников, одним из которых был Аристотель. Он не только воспринял те знания, которые излагались в стенах Академии, он их изменил, переработал и на их основе, создал свои уникальные концепции, свое философское учение, высказал свои идеи о политике.
И так нам предстоит изучить политические идеи Аристотеля, древнегреческого мыслителя, жившего 384 год до н. э., по 322 год до н. э. Политические идеи Аристотеля в основном были изложены в следующих трудах: «Афинская полития», «Политика», «Никомахова этика».
«Политика»
Аристотель, предлагает для понимания того, что есть государства использовать метод индуктивного умозаключения, т.е. разложить вопрос на малое и от малого двигать к общему.
Первый вид человеческого общения — семья, несколько семей — поселение, общество объединяющее несколько селений, практически — государство!
«….государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения….» из этого заключения, Аристотель делает следующий вывод «….человек по природе своей есть существо политическое…».
Аристотель, также делает вывод из своего размышления, о первичности социальных структур общества, он говорит:
…Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части..
Аристотель признает рабство, считает его естественным «..раб — некая одушевленная собственность…», «… раб же является некоей частью господина, как бы одушевленной, хотя и отделенной, частью его тела».
Интересные мысли Аристотеля на тему науки и знаний «» Все подобного рода науки (профессионально технические) — рабские, господская же наука — как пользоваться рабом, и быть господином вовсе не значит уметь приобретать рабов, но уметь пользоваться ими».
Справедливая война по мнению Аристотеля: «…охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива«.
Так же, весьма интересно его мнение о видах собственности, где он однозначна выступает за частную собственность, как наилучший вариант управления имуществом: «Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще — частной. Ведь когда забота о ней будет поделена между разными людьми, среди них исчезнут взаимные нарекания; наоборот, получится большая выгода, поскольку каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит; благодаря же добродетели в использовании собственности получится согласно пословице «У друзей все общее».»
размышляя о государственном устройстве и политико-правовых режимах, Аристотель говорит нам, что демократия и тирания наихудшие виды правления государством, и что наиболее оптимальный вариант, тот же о котором говорит Платон в своих работах, «лакедемонское устройство», которое смешивало в себе разные начала, так пишет Аристотель о наилучшем политико правовом устройстве государства, «итак, правильнее суждение тех, кто смешивает несколько видов, потому что тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим».
Очень справедливое замечание Аристотеля о преступлениях и их масштабах в зависимости от причины «…Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости..».
«Афинская полития»
Устройства Афин — политическое государственное устройства. Очерк об истории Афинского полиса. Раскрываются исторические особенности жизни Афинского государства в разные периоды времени. Так же, автор раскрывает свое отношение к тем или иным политическим событиям.
«Никомахова этика»
«Надо, видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей [науки, т. е. науки], которая главным образом управляет. А такой представляется наука о государстве, [или политика]».
Аристотель верил в то что рабство, есть «природное явления».
Лучшая форма правления «полития» — сочетание олигархии и демократии.