Политическое учение Платона

Политическое учение Платона

Платон (428  (427) до н. э., Афины — 348 (347) до н. э.,), древнегреческий философ, ученик Сократа и учитель Аристотеля.

В то время, как софистика, является временем зарождения первых околофилософских знаний, донаучных знаний, которые в последствии были восприняты и развиты классиками философской мысли Древней Греции. Одним из таких классиков и являлся — Платон.

Система философского знаний, созданных Платоном, легла в основу или повлияло, на практически все философские идеи европейской научной философской мысли от античности до наших дней.

Политическая устройство общества и его функционирование, являлась постоянной темой для рассуждения, многих древнегреческих философов. Безусловно, Платон, не единожды обсуждал в своих работах, проблемы политического устройства общества.

Идеи Платона о политике, прежде всего отражены в его работах, таких как «Государство», «Политика» и «Законы».

В моей статье, я приведу выдержки из его работ, со своими комментариями:

«Государство»

— Разве ты не знаешь, что в одних государствах строй тиранический, в других — демократический, в третьих — аристократический?

Платон, выделяет три типа политико-правовые режимы общества:

  1. Тиранический;
  2. Демократический;
  3. Аристократический.

______

Хотя в процессе своих размышлений, Платон добавляет еще несколько типов политико-правового режима:

4. Тимократия (Критско-лакедемонское устройство). Вариант аристократической или олигархического устройства политического режима. Тимократия, результат борьбы нескольких групп за управление государством, которые достигли политического равновесия. Относительно близко к совершенному управлению (монархия, царская власть);

5. Царская, монархическая формаидеальная форма управлением, одним достойным монархом.

6. Олигархическая форма — власть группы богатых людей над бедными.

 

И так итог, политико-правовые режимы общества по степени их «идеальности»:

  1. идеальное государства будущего (прообраз коммунизма, не советского (сталин-хрущев-брежнев — и пр.), а ленинского, в ленинском обществе, государство должны было отмереть);
  2. Царская форма правления;
  3. Тимократическая форма правления;
  4. Олигархическая форма правления;
  5. Демократическая форма правления;
  6. Тирания

Платон, подчеркивает одну из основных характеристик понятия, политико-правовой режим. Политический режим основан на законе.

— Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократические законы, тирания — тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости.

Платон, выделяет основную причину появления государства, необходимости перераспределения благ между участниками общественной жизни:

— Государство, — сказал я, — возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Или ты приписываешь начало общества чему-либо иному?

— Так давай же, — сказал я, — займемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности.

Описание, политико-правовых режимов общества по Платону:

— … Большинство одобряет (автор статьи: Первое место) критско-лакедемонское устройство(как понимаю — царская власть, позже тимократия). На втором месте, менее одобряемая, стоит олигархия  : это государственное устройство, преисполненное множества зол. Из нее возникает отличная от нее (третье место) демократия. Прославленная (четвертое место) тирания отлична от них всех — это четвертое и крайнее заболевание государства.

Олигархия:
— Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении.

Установление имущественного ценза становится законом и нормой олигархического строя: чем более этот строй олигархичен, тем выше ценз; чем менее олигархичен, тем ценз ниже. Заранее объявляется, что к власти не допускаются те, у кого нет установленного имущественного ценза. Такого рода государственный строй держится применением вооруженной силы или же был еще прежде установлен путем запугивания. Разве это не верно?

Платон, размышляет о том, как появляются люди, склонные к олигархической форме правления:

— Увидев все это, мой друг, пострадав и потеряв состояние, даже испугавшись, думаю я, за свою голову, сон в глубине души свергает с престола честолюбие и присущий ему прежде яростный дух. Присмирев из-за бедности, он ударяется в стяжательство, в крайнюю бережливость и своим трудом понемногу копит деньги. Что ж, разве, думаешь ты, такой человек не возведет на тот трон свою алчность и корыстолюбие и не сотворит себе из них Великого царя в тиаре и ожерельях, с коротким мечом за поясом?

Демократия

— Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Платон, размышляет о том, как появляются люди, склонные к демократической форме правления:

— Прежде всего это будут люди свободные: в государстве появится полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь.

— Я думаю, что при таком государственном строе люди будут очень различны.

— Я нахожу, что этот человек так же разнообразен, многолик, прекрасен и пестр, как его государство. Немало мужчин и женщин позавидовали бы жизни, в которой совмещается множество образчиков государственных укладов и нравов.

Тирания

Как из олигархии возникла демократия, не так же ли и из демократии получается тирания?
— То есть?
— Благо, выдвинутое как конечная цель — в результате чего и установилась олигархия, — было богатство, не так ли?
— Да.
— А ненасытное стремление к богатству и пренебрежение всем, кроме наживы, погубили олигархию.
— Правда.
— Так вот, и то, что определяет как благо демократия и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает.
— Что же она, по-твоему, определяет как благо?
Свободу. В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить тому, кто свободен по своей природе.
— Да, подобное изречение часто повторяется.
— Так вот, как я только что и начал говорить, такое ненасытное стремление к одному и пренебрежение к остальному искажает этот строй и подготовляет нужду в тирании.

Та же болезнь, что развилась в олигархии и ее погубила, еще больше и сильнее развивается здесь — из-за своеволия — и порабощает демократию. В самом деле, все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону, будь то состояние погоды, растений или тела. Не меньше наблюдается это и в государственных устройствах.

— Так вот, тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство.

— Значит, уж это-то ясно, что, когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как ставленник народа.

Как тонко подмечено Платоном это великолепная идея,  за тысячи лет до фюрера, дучу, генерального секретаря. Все они, пришли к власти из демократического строя. Демократическая Италия — породила дуче, Веймарская республика — ферера, а Временное правительство и советы, в целом демократические структуры управления обществом Российской империи, подарил — большевиков с их вождем Лениным, а большивизм, подарил своего душителя Сталина, который создал тираническое СССР Сталина.

Далее, Платон, описывает тиранию, процесс ее развития и существования:
— Разве не то же и с представителем народа? Имея в руках чрезвычайно послушную толпу, разве он воздержится от крови своих соплеменников? Напротив, как это обычно бывает, он станет привлекать их к суду по несправедливым обвинениям (Сталин уничтожил через судебную систему и систему контрольных органов — Троцкого (физически уничтожен в Мексике, Зиновьева, Каменев, Бухарин и тысячи прочих; Гитлер, судебное дело против поджигателей Рейхстага, уничтожение немецкий коммунистов через судебную систему и прочее) и осквернит себя, отнимая у человека жизнь: своими нечестивыми устами и языком он будет смаковать убийство родичей. Карая изгнанием  и приговаривая к страшной казни, он между тем будет сулить отмену задолженности и передел земли. После всего этого разве не суждено такому человеку неизбежно одно из двух: либо погибнуть от руки своих врагов, либо же стать тираном и превратиться из человека в волка?

— В первые дни, вообще в первое время он приветливо улыбается всем, кто бы ему ни встретился, а о себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много себе утверждает, что он вовсе не тиран; он дает много обещаний частным лицам и обществу; он освобождает людей от долгов и раздает землю народу и своей свите. Так притворяется он милостивым ко всем и кротким.

— Когда же он примирится кое с кем из своих врагов, а иных уничтожит, так что они перестанут его беспокоить, я думаю, первой его задачей будет постоянно вовлекать граждан в какие-то войны, чтобы народ испытывал нужду в предводителе (Гитлер, Сталин, Муссолини все время боролись с внутренними и внешними врагами)

— А если он заподозрит кого-нибудь в вольных мыслях и в отрицании его правления, то таких людей он уничтожит под предлогом, будто они предались неприятелю (тысячи граждан СССР были осуждены и уничтожены по обвинению в связях с иностранной разведкой 1930-1953 гг). Ради всего этого тирану необходимо постоянно будоражить всех посредством войны.

— Между тем и некоторые из влиятельных лиц, способствовавших его возвышению, станут открыто, да и в разговорах между собой выражать ему свое недовольство всем происходящим (съезд расстрелянных в СССР, чистка в рядах СА — гитлеровская Германия) — по крайней мере, те, что посмелее.
— Вероятно.
— Чтобы сохранить за собою власть, тирану придется их всех уничтожить, так что в конце концов не останется никого ни из друзей, ни из врагов, кто бы на что-то годился.

По пословице, «избегая дыма, угодишь в огонь»: так и народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжкое и горькое рабство — рабство у рабов.

В свете нашей беседы, трудно не указать отрывок из рассуждений Платона в которых за тысячу лет до рождения Зигмунта Фрейда, говорится о «бессознательном», думаю, этот отрывок стоит указать в моей статье:

— О тех, что пробуждаются во время сна когда дремлет главное, разумное и кроткое, начало души, зато начало дикое, звероподобное под влиянием сытости и хмеля вздымается на дыбы, отгоняет от себя сон и ищет, как бы это удовлетворить свой норов. Тебе известно, что в таком состоянии оно отваживается на все, откинув всякий стыд и разум. Если ему вздумается, оно не остановится даже перед попыткой сойтись с своей собственной матерью, да и с кем попало из людей, богов или зверей; оно осквернит себя каким угодно кровопролитием и не воздержится ни от какой пищи. Одним словом, ему все нипочем в его бесстыдстве и безрассудстве.

— Но мы слишком отклонились в сторону, говоря об этом. Мы хотели убедиться лишь вот в чем: какой-то страшный, беззаконный и дикий вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными: это-то и обнаруживается в сновидениях‘..

Платон, еще раз говорит о внутренних чертах тирана:

— Подобного рода люди таковы и в частной жизни, еще прежде, чем станут у власти. С кем бы они ни вступали в общение, они требуют лести и полной готовности к услугам, а когда сами в чем-нибудь нуждаются, тогда так и льнут к человеку, без стеснения делая вид, будто с ним близки, но чуть добьются своего — они опять чужие.
— Это очень верно подмечено.
— Значит, за всю свою жизнь они ни разу ни с кем не бывали друзьями; они вечно либо господствуют, либо находятся в рабстве: тираническая натура никогда не отведывала ни свободы, ни подлинной дружбы.

Как итог, о государстве тирана, Платон говорит:
— Где еще, в каком государстве, по-твоему, больше горя, стонов, плача, страданий?
— Нигде.

«Политик»

Платно об управленческой работе:

«уменье управлять людьми? Ведь это одно из сложнейших и самых трудно постижимых умений».

Платон описывает, государства наилучшего типа, где управляют «немногие»:

«Согласно этому, хорошее правление, если только оно бывает, следует искать у одного, двоих или во всяком случае немногих людей«

«И пусть они очищают государство, казня или изгоняя некоторых, во имя его блага, пусть уменьшают его население, выводя из города подобно пчелиному рою колонии, или увеличивают его, включая в него каких-либо иноземных граждан, — до тех пор, пока это делается на основе знания и справедливости и государство по мере сил превращается из худшего в лучшее, мы будем называть такое государственное устройство — в указанных границах единственно правильным.»

«..Заботами умелых правителей соблюдается правильный государственный строй, потому что сила искусства ставится выше законов.»

«… И пока руководствующиеся разумом правители во всех делах соблюдают одно великое правило, они не допускают погрешностей: правило же это состоит в том, чтобы умно и искусно уделяя всем в государстве самую справедливую долю, уметь оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими.»

Платон, о ведущей роли закона, в государстве:

«…Никто из граждан никогда не должен сметь поступать вопреки законам, посмевшего же так поступить надо карать смертью и другими крайними мерами.»

 

«Итак, монархия, скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами, — это вид, наилучший из всех»

Правление немногих, поскольку немногое — это середина между одним и многим, мы будем считать средним по достоинству между правлением одного и правлением большинства.

Платон о политике, как об  искусстве государственного управления:

«… способность того искусства, которое правит всеми прочими и печется как о законах, так и вообще о всех делах государства, правильно сплетая все воедино, то мы по справедливости назовем его политическим.»

Еще раз. Платон говорит об идеальной власти, царской власти:

мы называем завершением государственной ткани: царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей. Ткань эта обвивает всех остальных людей в государстве — свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из виду ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым.

«Законы»

Интересная мысль Платона, об антагонизме, в преломлении межгосударственной политики:

«Ибо то, что большинство людей называет миром, есть только имя, на деле же от природы существует вечная непримиримая война между всеми государствами.»

«…Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый — сам с собой. И здесь тоже, чужеземец, победа над самим собой есть первая и лучшая из побед

Платон о божественном благе в человеке:

Первое же и главенствующее из божественных благ — это разумение (№1); второе — сопутствующее разуму здравое состояние души (№2); из их смешения с мужеством возникает третье благосправедливость (№3); четвертое благо — мужество (№4).

Интересные мысли  Платона, как о человеческом бытие, так и о политическом бытие:

«Но каждый имеет в себе двух противоположных и неразумных советчиков: удовольствие и страдание.»

Платон обращается к законодателям, указывая на основные цели, создания закона:

«…Законодатель должен иметь в виду троякую цель: чтобы устрояемое государство было свободным, внутренне дружелюбным и обладало разумом

Важная мысль Платона, о верховенстве закона в политической жизни государства:

«Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью.»

Как не написать эти слова Платона, для нас всех, у кого есть дети, это слова-действие:

«Не золото надо завещать детям, а побольше совестливости.»

 

Платон говорит о сущности государства за долго до всех современных классиков:

Государство.. «не принимается добровольно, но держится постоянным насилием и произволом, подавляющим волю подданных.» и в продолжении для нас, от Платона идея того, что …. «властитель же, опасаясь своих подданных, добровольно никогда не допустит, чтобы они стали достойными, богатыми, сильными, мужественными и вообще сведущими в ратном деле.»

Что можно сказать о Платоне, после всего нами прочитанного. Платон гениально, вырисовывает картину политика-правового устройства общества, его идеи предтечи многих современных. Платон не только описывает политико-правовое устройства государства, но и рисует психологический портрет человека, который служит тому или иному варианту политико правого-устройства государства.

Все мысли Платона о тирании, находят отражение в истории человечества. Идеи «антагонизма», «бессознательного», идея «насильственной сущности государства» — это тот огромный вклад Платона, в человеческую сокровищницу знаний, как знать, что еще важного скрывается в текстах этого великого мыслителя.