Shurupo-vert

Политико-правовое учение Томаса Мора, Утопия

Томас Мор, годы жизни 1478 — 1535,— юрист, философ, писатель-гуманист. Лорд-канцлер Англии (1529—1532).

Томас Мор

Томас Мор не был фантастам, Томас Мор человеком с прекрасным образованием и большим политическим опытом. Томас Мор — практик политической деятельности. Его высший политический пост — Лорд-канцлер (секретарь короля, хранитель печати, наиболее доверенное лицо короля). Томас Мор современник другого классика политической мысли Никколо Макиавелли. Кроме того, Мор был другом и соратникам Эразма Ротердамского видного политического и церковного деятеля эпохи Возрождения, который активно содействовал публикации книги Томаса Мора — Утопия.

Мор был защитником католической веры, критиковал Реформацию (Мартина Лютара) церкви, не согласился с разводам короля Генриха VIII и Екатериной Арагонской, как противоречащему католической вере, за что и поплатился жизнью. В 1535 году казнён на основании  Акта об измене. В 1935 причислен к лику святых Католической церкви.

Книга Томаса Мора — Утопия, была издана в 1516 году, у известного нидерландского книгоиздателя Дирка Мартенса. Рукописаная версия книги «Libellus aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reipublicae statu deque nova insula Utopia», не сохранилась. О книге Мора мы узнаем из перепечатанных с рукописи текстов, в частности текста издателя Мартенса. Однако, наиболее качественное издание книги было сделано в Швейцарии книгоиздателем  Фробеном, под присмотром Эразма Ротердамского.

Основные политические идеи Томаса Мора из его работы «Утопия»:

Более подробно с цитатами:

Основные политические мысли и идеи Томаса Мора: «УТОПИЯ»

«Утопия Золотая Книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове»

Интересный житейский момент в книги  Томаса Мора, который стоит заметить:

Действительно, по возвращении к себе надо поговорить с женою, поболтать с детьми, потолковать со слугами. Все это я считаю делами, раз это необходимо выполнить (если не хочешь быть чужим у себя в доме). Вообще надо стараться быть возможно приятным по отношению к тем, кто дан тебе в спутники жизни или по предусмотрительности природы, или по игре случая, или по твоему выбору, только не следует портить их ласковостью или по снисходительности из слуг делать господ.

Утопия — это остров государство, которое находится в Новом Свете (Томас Мор жил в Эпоху Великих географических открытий), который на тот момент не был исследован и таил в себе многие тайны. Мор нашел хороший вариант расположения для своего мифического государства.

Пословица гуманистического содержания от Т. Мора

 «Дорога к всевышним отовсюду одинакова»

Т. Мор критикует современные ему государства и политическую систему, где главная задача руководства государства сводится к захвату территорий (это можно увидеть и по работе современника Мора — Маккиавели «Государь», где описываются способы и методы захвата и удержания новых территорий).

затем государи с гораздо большим удовольствием, гораздо больше заботятся о том, как бы законными и незаконными путями приобрести себе новые царства, нежели о том, как надлежаще управлять приобретенным.

Еще одна политическая и бизнес поговорка от Томаса Мора:

«При частой игре добьешься и выигрыша».

Томас Мор хорошо знал античные труды философов, в частности Платона, Аристотеля на которого он ссылается в свое работе.

Он пишет:

Этот мудрец легко усмотрел, что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность.

Тут же Томас Мор подчеркивает одну из идей утопизма — уничтожение частной собственности, как основного источника зла.

Поэтому я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможны только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то и у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей.Я, правда, допускаю, что оно может быть до известной степени облегчено, но категорически утверждаю, что его нельзя совершенно уничтожить.

Закрепление мысли о необходимости отмены частной собственности:

Но пока у каждого есть личная собственность, нет совершенно никакой надежды на выздоровление и возвращение организма в хорошее состояние. Мало того, заботясь об исцелении одной ею части, ты растравляешь рану в других. Таким образом, от лечения одного взаимно рождается болезнь другого, раз никому нельзя ничего прибавить без отнятия у другого.

В данном месте возникает спор между участниками дискуссии, и задается важный вопрос, в котором присутствует и одна из основных экономических парадигм: рационального поведения человека, организации, общества. Человек рационален, зачем работать больше чем того требует необходимость. Отсутствие стимула, уравнивание участников экономического процесса в жизни общества приводит к потери экономического, социального интереса граждан к эффективной работе.

Так Томас Мор отражает тот момент в своей работе:

—  А мне кажется наоборот, — возражаю я, — никогда нельзя жить богато там, где все общее. Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а, с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться?

Эти слова стоит запомнить: никогда нельзя жить богато там, где все общее.

На эти слова, Томас Мор дает ответ:

—  Я не удивляюсь, — ответил Рафаил, — этому твоему мнению, так как ты совершенно не можешь вообразить такого положения или представляешь его ложно. А вот если бы ты побыл со мною в Утопии и сам посмотрел на их нравы и законы, как это сделал я, который прожил там пять лет и никогда не уехал бы оттуда, если бы не руководился желанием поведать об этом новом мире,

Томас Мор старается опровергнуть экономическую парадгму, которую он сам поставил перед собой, посредством описания  мифического общества, которое существует на принципах общественной собственности и демократии.

Старый Свет  — именуются у утопийцев, как   — «живущими за линией равноденствия».

Далее Томас Мор, продолжает мысль о государстве Утопийцев и посредством одного из участника диалога, задает вводный вопрос для дальнейшего повествования:

я, — убедительно прошу тебя — опиши нам этот остров; не старайся быть кратким, но расскажи по порядку про его земли, реки, города, жителей, их нравы, учреждения, законы и, наконец, про все, с чем ты признаешь желательным ознакомить нас, а ты должен признать, что мы желаем знать все, чего еще не знаем.

Описание остова-государства Утопии:

Остров утопийцев в средней своей части, где он всего шире, простирается на двести миль, [66] затем на значительном протяжении эта ширина немного уменьшается, а в направлении к концам остров с обеих сторон мало-помалу суживается. [67] Если бы эти концы можно было обвести циркулем, то получилась бы окружность в пятьсот миль. Они придают острову вид нарождающегося месяца. Рога его разделены заливом, имеющим протяжение приблизительно в одиннадцать миль. На всем этом огромном расстоянии вода, окруженная со всех сторон землей, защищена от ветров наподобие большого озера, скорее стоячего, чем бурного; а почти вся внутренняя часть этой страны служит гаванью, рассылающей, к большой выгоде людей, по всем направлениям корабли. Вход в залив очень опасен из-за мелей с одной стороны и утесов — с другой.

Государства получило свое название от первого лидера народа Утопии -Утопа (как когдато Ромул основал Рим, так и Утоп создал общество и государство -Утопию).

Утоп довел грубый и дикий народ до такой степени культуры и образованности, что теперь они почти превосходят в этом отношении прочих смертных.

На острове расположены 54 города (аналогия с городами государствами эпохи Древней Греции). которые объеденены в общее государство Утопию.

На острове пятьдесят четыре города, [69] все обширные и великолепные; язык, нравы, учреждения и законы у них совершенно одинаковые.

Столица государства Утопийцев — город Амауроте (от греческого непознанный, темный(аллегория на туманный Лондон))

Из каждого города три старых и опытных гражданина ежегодно собираются в Амауроте для обсуждения общих дел острова. Город Амаурот считается первым и главенствующим, так как, находясь в центре страны, он по своему расположению удобен для представителей всех областей.

Описание общественного и экономического уклада жителей Утопии:

В деревне на всех полях имеются удобно расположенные дома, снабженные земледельческими орудиями.
В домах этих живут граждане, переселяющиеся туда по очереди. Ни одна деревенская семья не имеет в своем составе менее сорока человек — мужчин и женщин, кроме двух приписных рабов. Во главе всех стоят отец и мать семейства, люди уважаемые и пожилые, а во главе каждых тридцати семейств — один филарх. Из каждого семейства двадцать человек ежегодно переселяются обратно в город; это те, что пробыли в деревне два года. Их место занимают столько же новых из города, чтобы их обучали пробывшие в деревне год и потому более опытные в сельском хозяйстве; эти приезжие на следующий год должны учить других, чтобы в снабжении хлебом не произошло какой-либо заминки, если все одинаково будут новичками и несведущими в земледелии.

Все, что им нужно и чего нет в деревне, все подобные предметы они просят у города и получают от тамошних властей очень легко, без какого-либо обмена. В город они сходятся каждый месяц на праздник. Когда настанет день уборки урожая, то филархи земледельцев сообщают городским властям, какое количество граждан надо им прислать;

Описание столицы Амаурота (остальные города построены по такой же системе):

Город опоясан высокой и широкой стеной с частыми башнями и бойницами. С трех сторон укрепления окружены сухим рвом, но широким, глубоким и заросшим оградою из терновника; с четвертой стороны ров заменяет сама река. Расположение площадей удобно как для проезда, так и для защиты от ветров. Здания отнюдь не грязны.

В этом фрагменте подчеркивается общественный характер собственности утопийцев:

Двери двустворчатые, скоро открываются при легком нажиме и затем, затворяясь сами, впускают кого угодно — до такой степени у утопийцев устранена частная собственность. Даже самые дома они каждые десять лет меняют по жребию.

Описание политической системы общества Утопии:

Каждые тридцать семейств избирают себе ежегодно должностное лицо, именуемое на их прежнем языке сифогрантом, а на новом — филархом. Во главе десяти сифогрантов с их семействами стоит человек, называемый по-старинному транибор, а ныне протофиларх.

Описание должности: сифогрант:

Все сифогранты, числом двести, после клятвы, что они выберут того, кого признают наиболее пригодным, тайным голосованием намечают князя, именно — одного из тех четырех кандидатов, которых им предложил народ. Каждая четвертая часть города избирает одного и рекомендует его сенату. Должность князя несменяема в течение всей его жизни, если этому не помешает подозрение в стремлении к тирании.

…..

Главное и почти исключительное занятие сифогрантов состоит в заботе и наблюдении, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом, но не с раннего утра и до поздней ночи и не утомлялся подобно скоту.

Описание должности: транибор:

Траниборов они избирают ежегодно, но не меняют их зря. Все остальные должностные лица избираются только на год. Траниборы каждые три дня, а иногда, если потребуют обстоятельства, и чаще, ходят на совещания с князем. Они совещаются о делах общественных и своевременно прекращают, если какие есть, частные споры, которых там чрезвычайно мало. Из сифогрантов постоянно допускаются в сенат двое, и всякий день различные.

Во главе государства Утопийцев- избранный Князь (адем). Должность не сменяемая и пожизненная.

О занятии ремеслами:

У всех мужчин и женщин есть одно общее занятие — земледелие, от которого никто не избавлен.

Занятие земледелием обязательное, как и ремеслом:

Кроме земледелия (которым, как я сказал, занимаются все), каждый изучает какое-либо одно ремесло, как специальное.

Описывается единообразие в одежде, в основе — практичность.

Что же касается одежды, то, за исключением того, что внешность ее различается у лиц того или другого пола, равно как у одиноких и состоящих в супружестве, покрой ее остается одинаковым, неизменным и постоянным на все время, будучи вполне пристойным для взора, удобным для телодвижений и приспособленным к холоду и жаре.

Шести часовой рабочий день от Томаса Мора, не плохо ? Во времена Томаса Мора рабочее время не ограничивалось не какими нормативами, 8 часовой рабочий день результат социальных потрясений начала прошлого столетия.

А они делят день на двадцать четыре равных часа, причисляя сюда и ночь, и отводят для работы только шесть: три до полудня, после чего идут обедать; затем, отдохнув после обеда в течение двух послеполуденных часов, они опять продолжают работу в течение трех часов и заканчивают ее ужином.

Наука в обществе Утопии, имеет место в промежутках между работай:

Эти промежутки большинство уделяет наукам.

В то же время, за успехи в науке можно перейти в другой класс жителей Утопии, которым заменяют ремесло на науку:

И, наоборот, нередко бывает, что какой-нибудь рабочий так усердно занимается науками в упомянутые выше свободные часы и отличается таким большим прилежанием, что освобождается от своего ремесла и продвигается в разряд ученых.

В справедливом обществе Утопии, присутствует сословие ученых:

Из этого сословия ученых выбирают послов, духовенство, траниборов и, наконец, самого главу государства, которого на старинном своем языке они именуют барзаном, а на новом адемом. Так как почти вся прочая масса не пребывает в праздности и занята небесполезными ремеслами, то легко можно рассчитать, сколько хороших предметов создают они и в какое небольшое количество часов.

Духовная свобода и образование — счастье жизни для жителя Утопии.

наибольшее количество времени после телесного рабства для духовной свободы и образования. В этом, по их мнению, заключается счастье жизни.

Причина человеческой жадности и хищности — человеческая нужда и гордость.

Действительно, у всякого рода живых существ жадность и хищность возникают или от боязни нужды, или, у человека только, от гордости, вменяющейся себе в достоинство превзойти прочих излишним хвастовством своим имуществом. Порок такого рода совершенно не имеет места среди обычаев утопийцев.

Утопийцы предпочитают питаться в общих столовых, питание дома, как форма неуместного поведения в обществе. Во главе с сифогрантом.

Место в середине первого стола считается наивысшим, и с него, так как этот стол поставлен поперек в крайней части столовой, видно все собрание. Здесь сидят сифогрант и его жена. С ними помещаются двое старейших, так как за всеми столами сидят по четверо. А если в этой сифогрантии есть храм, то священник и его жена садятся с сифогрантом, так что являются председательствующими.

Каждый обед и ужин начинается с какого-либо нравоучительного чтения, но все же краткого, чтобы не надоесть.

Несмотря на то, что общество утопийцев преподносится Томасом Морам, как общества справедливости, в нем уже видны черты тоталитарного общества, которому характерно принуждение. Так, для того чтобы покинуть один из городов, житель этого города должен получить разрешение. Фактически паспортная система, подразумевающая тотальный контроль за жителями общества. Права выпустить гаражанена из города имеют должностные лица  — сифогранты и траниборы.

Если у кого появится желание повидаться с друзьями, живущими в другом городе, или просто посмотреть на самую местность, то такие лица легко получают на это дозволение от своих сифогрантов и траниборов, если в них не встречается никакой надобности.

Фактически система пропусков является атрибутом — тоталитарного общества, строго контролируется властями Утопии, нарушения карается жестоким наказанием, вплоть до обращения в рабство.

Если кто преступит свои пределы по собственному почину, то, пойманный без грамоты князя, он подвергается позорному обхождению: его возвращают, как беглого и жестоко наказывают. Дерзнувший на то же вторично — обращается в рабство.

Общество утопии — общества строгого нравственного и физического контроля жителей:

  1. запрет публичных питейных заведений;
  2. запрет публичных домов;
  3. запрет «на противозаконные сборища»

Вы видите теперь, до какой степени чужды им всякая возможность бездельничать, всякий предлог для лености. У них нет ни одной винной лавки, ни одной пивной; нет нигде публичного дома, никакого случая для разврата, ни одного притона, ни одного противозаконного сборища; но присутствие на глазах у всех создает необходимость проводить все время или в привычной работе, или в благопристойном отдыхе.

Подобные меры, по мнению Томаса Мора, приведут подобное общество к изобилию во всех материальных сферах государства:

Неизбежным следствием таких порядков у этого народа является изобилие во всем, а так как оно равномерно простирается на всех, то в итоге никто не может быть нуждающимся или нищим.

Томас Мор отмечает, что в обществе Утопии  золото и серебро не ценится, для жителей Утопии — золото и серебро, это металлы хозяйственного назначения.

Между тем с золотом и серебром, из которых делаются деньги, они обходятся так, что никто не ценит их дороже, чем того заслуживает природа этих металлов. Кто не видит, насколько они ниже железа?

…..

Именно, утопийцы едят и пьют в скудельных сосудах из глины и стекла, правда, всегда изящных, но все же дешевых, а из золота и серебра повсюду, не только в общественных дворцах, но и в частных жилищах, они делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей. Сверх того из тех же металлов они вырабатывают цепи и массивные кандалы, которыми сковывают рабов. Наконец, у всех опозоривших себя каким-либо преступлением в ушах висят золотые кольца, золото обвивает пальцы, шею опоясывает золотая цепь, и, наконец, голова окружена золотым обручем. Таким образом, утопийцы всячески стараются о том, чтобы золото и серебро были у них в позоре.

Наслаждение — как конечную цель! Основной мотив жизни в обществе Утопийцев. И это без публичных домов, общественных собраний и питейных заведений?

Поэтому, по их словам, сама природа предписывает нам приятную жизнь, то есть наслаждение как конечную цель всех наших действий; а добродетель они определяют как жизнь, согласную с предписаниями природы.

В справедливом обществе Утопийцев, присутствует — рабство!

Но они обращают в рабство своего гражданина за позорное деяние или тех, кто у чужих народов был обречен на казнь за совершенное им преступление.

…..

Иной род рабов получается тогда, когда какой-либо трудолюбивый и бедный батрак из другого народа предпочитает пойти в рабство к утопийцам добровольно. К таким людям они относятся с уважением и обходятся с ними с не меньшей мягкостью, чем с гражданами, за исключением того, что налагают несколько больше работы, так как те к ней привыкли.

Томас Мор — один из первых кто поставил вопрос о возможности — эвтаназии!

Даже страдающих неизлечимыми болезнями они утешают постоянным пребыванием около них, разговорами, наконец, оказанием какой только возможно помощи. Но если болезнь не только не поддается врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания, то священники и власти обращаются к страдальцу с такими уговорами: он не может справиться ни с какими заданиями жизни, неприятен для других, в тягость себе самому и, так сказать, переживает уже свою смерть; поэтому ему надо решиться не затягивать долее своей пагубы и бедствия, а согласиться умереть, если жизнь для него является мукой; далее, в доброй надежде на освобождение от этой горькой жизни, как от тюрьмы и пытки, он должен сам себя изъять из нее или дать с своего согласия исторгнуть себя другим. Поступок его будет благоразумным, так как он собирается прервать смертью не житейские блага, а мучения, а раз он хочет послушаться в этом деле советов священников, то есть толкователей воли божией, то поступок его будет благочестивым и святым.

Утопийцы — противники военной службы, противники войн.

Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием поистине зверским, хотя ни у одной породы зверей она не употребительна столь часто, как у человека; вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной.

У Утопийцев интересные представление о «справедливой войне», справедливая война:

Они никогда не начинают войны зря, а только в тех случаях, когда защищают свои пределы, или прогоняют врагов, вторгшихся в страну их друзей, или сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией, и своими силами освобождают его от ига тирана и от рабства; это делают они по человеколюбию.

Во время войн, Утопийцы используют тактику «непрямых военных действий»:

Первый метод: они стараются вывести из равновесия политическую систему государства-противника. Они стремятся подкупам обеспечить себе сторонников, которые уничтожат противников Утопийцев, главу государства и его соратников (согласно списка).

Поэтому сразу по объявлении войны они стараются тайно и одновременно развесить в наиболее заметных местах вражеской страны воззвания, скрепленные своей государственной печатью. Здесь они обещают огромные награды тому, кто погубит вражеского государя; затем меньшие, хотя также очень хорошие награды, назначаются за каждую отдельную голову тех лиц, чьи имена объявлены в тех же воззваниях. Эти лица, с точки зрения утопийцев, стоят на втором месте после государя как виновники раздора с ними. Награда, обещанная убийце; удваивается для того, кто приведет к ним живым кого-нибудь из внесенных в упомянутые списки. Наряду с этим и сами внесенные в списки приглашаются действовать против товарищей, причем им обещаются те же самые награды и вдобавок безнаказанность.

Второй метод: нарушения целостности общества, создание конфликтов внутри государства между отдельными общественными группами

Если дело не подвигается путем подкупа, то утопийцы начинают разбрасывать и выращивать семена междоусобий, прельщая брата государя или кого-нибудь из вельмож надеждой на захват верховной власти. Если внутренние раздоры утихнут, то они побуждают и натравляют на врагов их соседей, для чего откапывают какую-нибудь старую и спорную договорную статью, которые у королей всегда имеются в изобилии. Из обещанных собственных средств для войны утопийцы деньги дают весьма щедро,

Утопийцы — используют наемников для участия в войнах:

Таким образом, они посылают на войну солдат, нанятых отовсюду,

Заполет — воинственное племя, которое наилучшим образом подходит для наемничества в армию Утопийцев.

Утопицы — используются в бою в последнюю очередь.

Редкая война начинается без того, чтобы в войске обеих сторон не было значительной доли заполетов.

……

После заполетов утопийцы берут войска того народа, в защиту которого поднимают оружие, затем вспомогательные отряды прочих друзей. Напоследок они присоединяют собственных граждан, одного из которых, мужа испытанной доблести, они ставят во главе всего войска. К нему назначаются два заместителя, которые, однако, остаются частными людьми, пока с начальником ничего не произошло. В случае же его плена или гибели его замещает, как по наследству, [100] один из двух упомянутых помощников, а его, глядя по обстоятельствам, — третий.

Томас Мор — сторонник права женщины на воинскую службы. В обществе Утопийцев женщина имеет служить в армии Утопии.

Повторяю, утопийцы не тянут никого из своей среды против его воли на войну за границу, но, с другой стороны, если какая женщина пожелает пойти с мужем на военную службу, то она не только не встречает препятствия в этом, а, наоборот, поощрение и похвалу; в строю всякую из выступивших ставят рядом с ее мужем, затем каждого окружают его дети, свойственники и родственники.

В обществе Утопийцев — полная религиозная свобода, право на свободное вероисповедание (И это говорит ярый католик Томас Мор, канонизированный католической церковью).

Именно, среди древнейших законов утопийцев имеется такой, что никому его религия не ставится в вину.

Далее, квинтэссенция благополучия жителей Утопии:

В Старом Свете — каждый «сам за себя», человек обязан самостоятельно заботиться о своем благополучии, в силу чего он обязан взаимодействовать с обществом. В государстве утопийцев, все граждане заботиться об общем благе и распределение накопленных продуктов происходит справедливо и равномерно в отношении каждого гражданина Утопии.

И здесь и там такой образ действия вполне правилен. Действительно, в других странах каждый знает, что, как бы общество ни процветало, он все равно умрет с голоду, если не позаботится о себе лично. Поэтому в силу необходимости он должен предпочитать собственные интересы интересам народа, то есть других. Здесь же, где все принадлежит всем, наоборот, никто не сомневается в том, что ни один частный человек не будет ни в чем терпеть нужды, стоит только позаботиться о том, чтобы общественные магазины были полны. Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты.

Далее, Томас Мор говорит о «заговоре богачей» которые в силу своих финансовых возможностей  испоьзуют государство в своих целях. Как неудивительно, но мысль Томас Мора о заговоре богачей и их влиянии на государства весьма актуальна, судя по последним статьям «Тhe Economist».

При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих ныне государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как некиим заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют и изобретают всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами.

Одна из последних мыслей в произведении Томаса Мора «Утопия», — корень всех человеческих бед, человеческая гордость.

Но этому противится одно чудовище, царь и отец всякой гибели, — гордость….. Эта адская змея пресмыкается в сердцах людей и, как рыба-подлипало, задерживает и замедляет избрание ими пути к лучшей жизни.

б