Shurupo-vert

Политико-правовое учение Цицерона

Политическое учение Цицерона, Марк Туллий Цицерон мысли о политике

«Если бы предки наши не ставили блага государства превыше всего…» — Марк Туллий Цицерон

Цицерон  -древнеримский мыслитель, живший с 3 января 106 до н. э. по 7 декабря 43 до н. э.,этот великий классик ораторского мастерства, оставивший огромное письменное наследие. Он впитал в себя, многие идеи древнегреческих мыслителей  Платона, Полибия и иных греческих мыслителей. Использовал все достижения Рима и Греции, для своего ораторского искусства. Он жил в великую эпоху, эпоху имен, которые широко известны и сейчас: Луций Лициний Красс (консул), Луций Корнелий Сулла (бессрочный диктатор), Юлий Цезарь (диктатор, великий понтифик, военачальник, римский император), Гней Помпей Великий (полководец, консул Римской республики), Марк Антоний (политик, военачальник, консул), Октавиан Август (римский император), Марк Эмиилий Лепид (древнеримский военачальник, политический деятель, консул). Среди этих имен, через запятую имя — Марк Туллий Цицерон.

Активный участник всех политических событий тех времен, участник военных походов, государственный чиновник, оратор, участник многих судебных процессов. Мыслитель и компилятор древнегреческого материала.

Основные работы в которых Цицерон раскрывает свои политико-правовые мысли:  «О государстве», «О законах»:

Работа Цицерона, в которой он излагает свои мысли о политике, государстве, праве: «О государстве»:

Утверждаю одно: природа наделила человека столь великим стремлением поступать доблестно и столь великой склонностью служить общему благу, что сила эта одерживала верх над всеми приманками наслаждений и досуга.

Цицерон утверждает, что человек от природы наделен качествами, которые превосходят все остальные отрицательные наклонности человека. Он говорит о том, что «доблесть», «служение высшему благу» — один из тех самых великих качеств, которые человек получает от природы.

Ведь ни в одном деле доблесть человека не приближается к могуществу богов более, чем это происходит при основании новых государств и при сохранении уже основанных.

Тут Цицерон, нам объясняет, что нет ничего более важного, чем стремление к созданию нового государства или сохранения старого, это стремление в человека «приближает его к могуществу богов». По-видимому именно это, ощущают все диктаторы, которые держаться у власти до последнего вздоха, ведь они, сохраняю государства, чувствуют свою связь с «Богом» и по-видимому считают, что находясь при этой власти, у них есть права, уничтожать, угнетать все, что противоположному их жажде «божественного правления».

государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.

И в то же время, Цицерон говорит нам — государства достояние народа!  Так же, Цицерон разъясняет, что есть народ! Народ (народ и его государство)— это соединение многих людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов.

Первой причиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе.

Как и Аристотель, который утверждал: «…человек по природе своей есть существо политическое…», Цицерон, также отмечает, что  у человека, существует« врожденная потребность жить вместе». Другим словами, государство это природное явления, заложеннок в человека природай с момента своего существования, тем самым Цицерон, присоединяется к мнению Аристотеля «…государство — продукт естественного возникновения, как и первичные общения….».

Далее, осуществление их следует поручать либо одному человеку, либо нескольким выборным или же его должно на себя брать множество людей, то есть все граждане.

Первое упоминание Цицерона, о формах правления: власть одного, власть нескольких и власть множества.

И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)  является такая община, в которой все находится в руках народа. И каждый из трех видов государства — если только сохраняется та связь, которая впервые накрепко объединила людей ввиду их общего участия в создании государства, — правда, не совершенен и, по моему мнению, не наилучший, но он все же терпим, хотя один из них может быть лучше другого. Ибо положение и справедливого и мудрого царя, и избранных, то есть первенствующих граждан, и даже народа (впрочем, последнее менее всего заслуживает одобрения) все же, — если только этому не препятствуют несправедливые поступки или страсти, — по-видимому, может быть вполне прочным.

Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:

Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;

Тип 2:Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;

Тип 3: Народное управление  (демократия) государством — власть множества;

Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).

Но при царской власти все прочие люди совсем отстранены от общего для всех законодательства и принятия решений, да и при господстве оптиматов народ едва ли может пользоваться свободой, будучи лишен какого бы то ни было участия в совместных совещаниях и во власти, а когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.

Недостатки трех типов политического устройства:

все формы плохи…

Все три формы, имею недостатки и потому плохи.

…заслуживающим наибольшего одобрения, так сказать, четвертый вид государственного устройства, так как он образован путем равномерного смешения трех его видов, названных мною ранее.

В этой цитате, Цицерон указывает на идеальную форму государственного правления — четвертый вид, вид который равно смешивает все три формы, ранее описанные (власть народа, власть оптиматов  власть одного).

Поэтому, если свободный народ выберет людей, чтобы вверить им себя, — а выберет он, если только  заботится о своем благе, только наилучших людей, — то благо государства. несомненно, будет вручено мудрости наилучших людей — тем более, что сама природа устроила так, что не только люди, превосходящие других своей доблестью и мужеством, должны главенствовать над более слабыми, но и эти последние охотно повинуются первым.

По мнению Цицерона, если свободный народ выберет людей для своего управления, то это будут наилучшие люди, которые смогу управлять более слабыми согражданами.

…нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими.

Власть «богачей», — Цицерон презирал.

Но именно трудность принятия решений и привела к переходу власти от царя к большому числу людей, а заблуждения и безрассудство народа — к ее переходу от толпы к немногим. Именно при таких условиях, между слабостью сил одного человека и безрассудством многих, оптиматы и заняли среднее положение, являющееся самой умеренной формой правления.

Власть оптиматов, —  самая умеренная форма правления из трех форм.

Но если бы понадобилось выбрать какой-нибудь один строй в чистом виде, то я одобрил бы царскую власть [и поставил бы ее на первое место.] [Если говорить о видах власти,] названных здесь, то имя царя напоминает мне как бы имя отца, заботящегося о согражданах, как о своих детях, и охраняющего их тщательнее, чем … [Лакуна] … вас поддерживает заботливость одного наилучшего и выдающегося мужа. Но вот встают оптиматы, чтобы заявить, что они делают это же самое лучше, и сказать, что мудрости будет во многих больше, чем в одном, а справедливость и честность та же. А народ, оглушая вас, кричит, что он не согласен повиноваться ни одному, ни немногим, что даже для зверей нет ничего сладостнее свободы, и что ее лишены все те, кто находится в рабстве, независимо от того, чьи они рабы — царя или оптиматов.

Но наилучшая власть, из трех типов — власть царская.

Нет, клянусь Геркулесом, — сказал Лелий, — но я подражаю знаменитому Архиту Тарентскому, который, приехав в свою усадьбу и найдя, что там все сделано не так, как он велел, сказал управителю: «О несчастный, да я засек бы тебя до смерти, не будь я в гневе».

Интересные мысли  «о гневе».

Тогда почему ты не соглашаешься на это же в делах государственных — что владычество отдельных лиц, если только они люди справедливые, и есть наилучшее государственное устройство?

Но при царском образе правления первая и самая неизбежная перемена следующая: когда царь начинает быть несправедлив, этот государственный строй тотчас же рушится, а этот же правитель становится тиранном; это наихудший вид государственного устройства и в то же время близкий к наилучшему;

Царская власть, наиболее «уязвимая» для превращения в тиранию.

Таким образом, величайшая свобода порождает тираннию и несправедливейшее и тяжелейшее рабство.

Размышления о демократии, из величайшей свободы — величайшее рабство.

Ввиду всего этого, из трех указанных вначале видов государственного устройства, по моему мнению, самым лучшим является царская власть, но самое царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства.Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению  и воле народа. Такому устройству, прежде всего, свойственно, так сказать, [великое] равенство, без которого свободные люди едва ли могут долго обходиться, затем — прочность, так как виды государственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь оказывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой толпой, — и так как эти самые виды государственного устройства часто сменяются новыми, тогда как при этом объединенном и разумно смешанном государственном устройстве этого не случается почти никогда, разве только при большой порочности первенствующих людей. И действительно, нет причины для перемен там, где положение каждого прочно и ему некуда сорваться и свалиться.

Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)

Книга вторая

…укрепив две величайшие основы долговечности государства — религию и милосердие.

Цицерон, главное для долговечности государства — религия (современное понятие — идеология) и милосердие.

..разбил весь остальной народ на пять разрядов и отделил старшие разряды от младших; он распределил их так, чтобы исход голосования зависел не от толпы, а от людей состоятельных; он позаботился и о том, чтобы (этого всегда следует придерживаться в государственных делах) большинство не обладало наибольшей властью.

Великие слова о том, что есть справедливое государства, справедливое общество, — сущность современного гражданского общества. Большинство — не должно иметь абсолютную власть.

При этом Сервий внимательно отнесся также и к словам и даже к названиям: богатых он назвал «ассодателями» — от слов «асс» и «давать», а тех, кто при цензе либо предъявил не более тысячи пятисот ассов, либо не предъявил  ничего, кроме самих себя, он назвал пролетариями, чтобы было ясно, что от них ожидается потомство, то есть как бы продолжение существования государства.

Вот и о пролетариях в Древнем Риме.

Удели некоторую власть также и народу, как поступили Ликург и Ромул: свободой ты его не насытишь, но жаждой свободы зажжешь, если только дашь ему возможность вкусить власти.

Интересное мнение, о дозирование свободы и ее роли в развитии общества.

…никогда не переставать учиться и обращать свой взор на себя самого..

Что то похожее говорит Ж.Аттали, современный классик политического учения, один из представителей геополитического течения — неомондиализм: «учиться — значит жить, по доверенности, путе­шествовать с помощью образов. Кочевой человек будет учиться в любом возрасте». Вопрос обучения всегда стоит остро, как в эпоху Цицерона, так и в начале 90х годов, в эпоху Ж.Аттали.

Книга третья

Следовательно, кто пожелал и смог добиться и того, и другого, то есть познать и установления предков, и философские учения, тот, по моему мнению, достиг всего того, что приносит славу.

Славу, по Цицерона, приносит — познание заветов предков и философское знание.

Но я спрашиваю: если долг справедливости человека и честного мужа — повиноваться законам, то каким именно? Всяким ли, какие только ни будут изданы?

Закон.!?

честные мужи, в силу своих природных качеств, следуют той справедливости, которая существует в действительности, а не той, которая таковой считается? Ведь долг честного и справедливого мужа — воздавать каждому то, чего каждый достоин.

Воздаяние..

И в самом деле, почему у всех народов приняты различные и отличающиеся одни от других законы, но каждое племя установило для себя то, что оно признало полезным для себя?

…..

….люди установили для себя права, руководствуясь выгодой, то есть права, различные в зависимости от обычаев, причем у одних и тех же людей права часто изменялись в зависимости от обстоятельств; но права естественного не существует; все люди и другие живые существа под руководством природы стремятся к пользе для себя; поэтому справедливости либо не существует вообще, либо — если какая-нибудь и существует — это величайшая нелепость, так как она сама себе вредит, заботясь о чужих выгодах. (мнение афинского филоссофа Карнеада) И он приводил следующие доводы: всем народам, процветающим благодаря своему могуществу, в том числе и самим римлянам, чья власть простирается над всем миром, —  если только они пожелают быть справедливыми, то есть возвратить чужое, — придется вернуться в свои хижины и влачить жизнь в бедности и нищете….

Почему разные законы? Потому что в каждом государстве, в зависимости от его потребностей устанавливаются те права, которые это государства считает поездными для себя. В том числе и Древний Рим, который захватывал территории и вывозил военные трофеи и с захваченных территорий. И законы Рима, это поддерживал.

Так возникает то, что Сципион восхвалял, — объединенный род государственного устройства; и в самом деле, мать справедливости не природа и не добрая воля, а слабость. Ибо, когда предстоит выбрать одно из трех — либо совершать беззакония, а самому их не терпеть, либо их и совершать и терпеть, либо не делать ни того, ни другого, то наилучший выход — их совершать, если можешь делать это безнаказанно; второе — их не совершать и не терпеть, а самый жалкий удел — всегда биться мечом, и совершая беззакония, и страдая от них. Итак, те, которые достичь первого [не могли, объединились на втором, и так возникло смешанное государственное устройство.]

Государства — возникла по причине слабости людей. Слабые хотят защититься от произвола сильных?

— Если перед вами два человека: один — доблестнейший муж, добросовестнейший, необычайно справедливый, на редкость верный своему слову, а другой — в высшей степени преступный и дерзкий, и если граждане заблуждаются, считая честного мужа преступным, злонамеренным, нечестивым, а в том, кто бесчестнее всех, видят высшую порядочность и верность слову, и если, вследствие такого мнения всех сограждан, честный муж терпит преследования, нападки, если его берут под стражу, выкалывают ему глаза, осуждают его, на него налагают оковы, его клеймят, изгоняют и обрекают на нищету, и если он, наконец, также и с полным основанием кажется всем людям самым жалким человеком, а бесчестного, напротив, все восхваляют, чтят и любят и со всех сторон воздают ему все почести,  облекают его империем, вручают ему все средства, все богатства, словом, его, по всеобщему мнению, признают мужем наилучшим и вполне достойным самой счастливой судьбы, то — спрашиваю я — кто будет столь безрассуден, чтобы не знать, которым из двоих он предпочтет быть?

О людях…

«О ЗАКОНАХ»

Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и бесправия.

Закон, ум и мудрость

Доблесть эта не что иное, как природа, достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени; следовательно, в человеке есть сходство с божеством.

В основном в работе Цицерона «О законах» обсуждается вопрос права, на сколько оно является справедливым, его характеристики и применении.

Итог:

Марк Туллий Цицерон — выдающейся политический деятель и мыслитель Древнего Рима, который стремился всеми возможными мерами поддерживать республиканский строй правления. Однако еще при жизни Цицерона, власть перешла в руки Императора.

Наиболее ярко, Цицирон описал варианты политического устройства государства:

Типология политических режимов управляющих государством от Цицерона:

Тип 1: Царская форма управления государством — власть одного;

Тип 2:Управление государством властью оптиматов — власть отдельных избранных людей;

Тип 3: Народное управление  (демократия) государством — власть множества;

Тип 4: Четвертая форма управления государством — равномерное смешение трех типов государства (царской власти, власти оптимов, власть народа).

И описал основные черты идеального государства (четвертый тип):

Смешанный вид (четвертая форма государственного правления от Цицерона)

Цицерон, обработал большое количество работ древнегреческих мыслителей, приложил их к опыту своей управленческой и судебной деятельности. Тем самым из работ Цицерона, мы узнаем основные политические идеи современности Цицерона, которые лежали в основе великой империи, Древнего Рима, одного из самых устойчивых государственных образований человечества.